Надуманные теории
«Открытое принадлежит нам и сынам нашим до века», но «сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему» (Второзаконие 29:29). Откровение о Самом Себе, которое Бог дал в Своем Слове, предназначено для нашего исследования. Оно доступно для нашего понимания. Но мы не должны умствовать сверх того, что открыто. Самый выдающийся ум может трудиться до изнеможения и теряться в догадках относительно природы Бога, но его усилия не дадут плода. Мы не в состоянии разрешить данный вопрос. Человеческий ум не в состоянии постичь Бога. Пусть ограниченный человек и не пытается объяснить Его. Пусть никто не занимается измышлениями относительно Его природы. В данном случае молчание красноречивее любых слов. Всеведующий превыше всех дискуссий.
Даже ангелам не было позволено участвовать в советах Отца и Сына, когда разрабатывался план спасения. И люди, пытающиеся проникнуть в тайны Всевышнего, проявляют свое глубокое невежество в духовном и вечном. Было бы гораздо лучше, если бы они, пока еще слышен голос благодати, смирили себя во прахе и молили Бога научить их Его путям.
Мы несведущи о Боге, как малые дети, но, будучи малыми детьми, мы можем любить Его и повиноваться Ему. Вместо того чтобы умствовать о Его природе или Его прерогативах, прислушаемся к словам, сказанным Им: «Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Псалтирь 45:11).
«Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, — что можешь сделать? Глубже преисподней, — что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря» (Иова 11:7—9).
«Где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых. Бездна говорит: „не во мне она“; и море говорит: „не у меня“. Не дается она за золото, и не приобретается она за вес серебра. Не оценивается она золотом Офирским, Ни драгоценным ониксом, ни сапфиром. Не равняется с нею золото и кристалл, И не выменяешь ее на сосуды из чистого золота. А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, И приобретение премудрости выше рубинов. Не равняется с нею топаз Эфиопский; Чистым золотом не оценивается она. Откуда же исходит премудрость? и где место разума... Аваддон и смерть говорят: „Ушами нашими слышали мы слух о ней“. Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли, И видит под всем небом... Когда назначал устав дождю И путь для молнии громоносной: Тогда Он видел ее и явил ее; Приготовил ее, и еще испытал ее, И сказал человеку: „вот, страх Господень Есть истинная премудрость. И удаление от зла — разум“» (Иова 28:12—28).
Мудрость обретается не в исследовании тайников земли и не в тщетных попытках проникнуть в тайны Божьего естества. Напротив, ее можно найти в смиренном принятии откровения, которое Он соблаговолил дать, и в сообразовании жизни с Его волей.
Величие нашего Бога
На основании образов, данных Святым Духом Его пророкам, будем же постигать величие нашего Бога. Пророк Исаия пишет:
«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Исаии 6:1—7).
«Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом. Кто не убоится Тебя, Царь народов?» (Иеремии 10:6, 7).
«Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, И все пути мои известны Тебе.
Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, И полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение Твое, — высоко, Не могу постигнуть его!» (Псалтирь 138:1—6).
«Велик Господь наш и велика крепость Его, И разум Его неизмерим» (Псалтирь 146:5).
«Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним» (Даниила 2:22).
«Ведомы Богу от вечности все дела Его». «Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки» (Деяния 15:18: Римлянам 11:34—36).
«Царю же веков нетленному, невидимому», «единому имеющему бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может», — Ему «честь и держава вечная» (1 Тимофею 1:17; 6:16).
«Он распростер север над пустотою, Повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, И облако не расседается под ними. Он поставил престол Свой, Распростер над ним облако Свое. Черту провел над поверхностью воды, До границ света со тьмою» (Иова 26:7—10).
«Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его. Силою Своею волнует море, И разумом Своим сражает его дерзость. От духа Его — великолепие неба; Рука Его образовала быстрого скорпиона. Вот, это части путей Его; И как мало мы слышали о Нем! А гром могущества Его кто может уразуметь?» (Иова 26:11—14).
«В вихре и в буре шествие Господа, Облако — пыль от ног Его» (Наума 1:3).
«Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, Приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю» (Псалтирь 112:5, 6).
«Велик Господь и достохвален, И величие Его неисследимо. Род роду будет восхвалять дела Твои И возвещать о могуществе Твоем. А я буду размышлять о высокой славе Величия Твоего И о дивных делах Твоих. Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, И я буду возвещать о величии Твоем. Будут провозглашать память великой благости Твоей И воспевать правду Твою...
Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, И да благославляют Тебя святые Твои. Да проповедуют славу царства Твоего, И да повествуют о могуществе Твоем, Чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем И о славном величии царства Твоего. Царство Твое — царство всех веков, И владычество Твое во все роды...
Уста мои изрекут хвалу Господню, И да благословляет всякая плоть Святое имя Его во веки и веки» (Псалтирь 144:3—21).
Предостережения против самонадеянности
По мере того как мы все больше и больше станем узнавать, каков Бог и каковы мы сами в Его очах, мы будем исполняться страхом и трепетом перед Ним.
Пусть люди, живущие сегодня, воспринимают как предостережение участь тех, кто в древние времена позволял себе вести себя вольно с тем, что Бог объявил священным. Когда израильтяне осмелились открыть ковчег, возвращавшийся из филистимской земли, их непочтительная дерзость была явным образом наказана. «И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим. И сказали жители Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, Сим Святым Богом?» (1 Царств 6:19, 20).
Опять-таки вспомним о суде, который постиг Озу. Когда в царствование Давида ковчег перевозили в Иерусалим, Оза простер свою руку, желая сохранить устойчивость ковчега на повозке. За то, что он с дерзновением прикоснулся к символу Божьего присутствия, Оза был тут же поражен смертью.
У горящего куста, когда Моисей, не сознавая Божьего присутствия, повернулся, чтобы увидеть чудесное зрелище, ему было дано повеление:
«Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая... Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога» (Исход 3:5, 6).
«Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет, я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет слуге своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» (Иисуса Навина 5:13—15).
В святилище и храме, то есть в земных символах обитания Бога, одно отделение было освящено для Его присутствия. К завесе, украшенной херувимами, не мог прикасаться никто, кроме одного человека. Поднятие этой завесы и бесцеремонное вторжение в священное таинство Святого святых означало смерть. Ибо над престолом благодати и склоненными в почтении ангелами обитала слава Всевышнего, на которую никто из людей не мог взглянуть и при этом остаться в живых. Один раз в год, в день, назначенный для служения во Святом святых, первосвященник с трепетом представал пред Богом, в то время как клубы фимиама скрывали славу от его взора. Во дворах храма замолкали все звуки. Никто из священников не служил у жертвенников. Толпы богомольцев, склонившись в безмолвном благоговении, возносили свои мольбы, прося о Божьей милости.
«Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Коринфянам 10:11).
«А Господь — во святом храме Своем: Да молчит вся земля пред лицем Его!» (Аввакума 2:20).
«Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на херувимах: да трясется земля! Господь на Сионе велик, И высок Он над всеми народами. Да славят великое и страшное имя Твое: Свято оно!». (Псалтирь 98:1—3).
«Престол Его на небесах, очи Его зрят; Вежды Его испытывают сынов человеческих».
«Он приникнул с святой высоты Своей; С небес призрел Господь на землю». (Псалтирь 10:4; 101:20).
«С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их И вникает во все дела их».
«Да боится Господа вся земля; Да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной». (Псалтирь 32:14, 15, 8).
Человек не может в результате исследования найти Бога. Пусть никто не пытается самонадеянной рукой поднять завесу, скрывающую Его славу. «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Римлянам 11:33). Доказательством Его милости является то, что Он скрывает Свою силу, так как поднятие завесы, скрывающей Божественное присутствие, означает смерть. Ни один смертный ум не может заглянуть под покров таинственности, в которой Могущественный живет и действует. Мы можем постичь о Нем лишь то, что Он считает нужным открыть. Разум должен признать превосходящий его авторитет Божий. Сердце и ум должны склониться перед великим «Я есмь».
Откровение о Боге во Христе
Все, что человеку нужно знать или можно знать о Боге, было явлено в жизни и характере Его Сына.
«Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоанна 1:18).
Приняв человеческую природу, Христос пришел соединиться с человечеством, и в то же время открыть нашего Небесного Отца грешным людям. Он во всем уподобился Своим братьям. Он стал плотью, как и мы. Он алкал, жаждал и изнемогал. Он подкреплялся пищей и освежался сном. Он разделил участь людей и все же остался непорочным Сыном Божьим. Он являлся странником и пришельцем на земле — жил в мире, но был не от мира; Он был искушен и испытан подобно людям сегодня, и все же жил жизнью, свободной от греха.
Нежный, сострадательный, полный сочувствия, всегда внимательный к людям, Он отобразил характер Божий и был постоянно занят служением Богу и человеку.
«И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины» (ст. 14).
«Которых Ты дал Мне от мира», сказал Он, «Я открыл имя Твое», «да любовь, которой Ты возлюбил Меня, в них будет» (Иоанна 17:6, 26).
«Любите врагов ваших, — призывал Он их, — благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного», «ибо Он благ и к неблагодарным и злым». «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Матфея 5:44, 45; Луки 6:35, 36).
Слава креста
Откровение Божьей любви к человеку сосредоточено на кресте. Его значение не может в полной мере выразить язык, описать перо, постичь человеческий ум. Глядя на Голгофский крест, мы можем только сказать: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).
Христос, распятый за наши грехи, Христос, воскресший из мертвых, Христос, вознесшийся на небо, — это наука спасения, которую мы обязаны изучать и преподавать.
«Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филиппийцам 2:6—8).
«Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога». «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Римлянам 8:34; Евреям 7:25).
«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евреям 4:15).
Вот безграничная мудрость, безграничная любовь, безграничная справедливость, безграничная милость — «бездна богатства и премудрости и ведения Божия» (Римлянам 11:33).
Благодаря дару Христа мы получаем все наши благословения. Посредством этого дара к нам день за днем приходит неиссякаемый поток благости Иеговы. Каждый цветок с его изысканными оттенками и сладостным благоуханием дан нам для наслаждения через этот единственный Дар. Солнце и луна были созданы Им; нет такой звезды, украшающей небо, которая не была бы сотворена Им. Нет такой пищи на наших столах, которую бы Он не предусмотрел для поддержания нашей жизни. Знак Христа стоит на всем. Все приходит к человеку через этот неизреченный Дар единородного Сына Божьего. Он был пригвожден ко кресту, чтобы многие щедроты могли течь к Божьим работникам.
Плоды дерева жизни в Едемском саду обладали сверхъестественными свойствами. Тот, кто ел их, мог жить вечно. Эти плоды были противоядием от смерти. Листья древесные поддерживали жизнь и давали бессмертие. Но через непослушание человека смерть вошла в мир. Адам вкусил плод от дерева познания добра и зла, хотя Бог запретил ему к нему прикасаться. Его преступление открыло дверь потоку горя и проклятия, обрушившемуся на род человеческий.
После того как грех вошел в мир, небесный Виноградарь пересадил дерево жизни в вышний Рай, но его ветви свешиваются через ограду и наклоняются к падшему миру. Благодаря искуплению, обретенному кровью Христа, мы можем по-прежнему вкушать его плоды, дающие жизнь.
О Христе написано: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Иоанна 1:4). Он есть Источник жизни. Послушание Ему дает жизненную силу, которая радует душу.
Христос провозглашает: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Дух животворит, плоть не пользует нимало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Иоанна 6:35, 57—63; Откровение 2:7).
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Иоанна 3:1).
Знание, совершающее преобразование
Знание о Боге, открытое во Христе, необходимо иметь всем спасенным. Это знание преобразует характер, воссоздает в душе образ Божий, оно наделяет все существо духовной силой Божественного происхождения.
«Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Коринфянам 3:18).
О Своей жизни Спаситель сказал: «Я соблюл заповеди Отца Моего». «Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Иоанна 15:10; 8:29). Каким был Иисус в человеческой природе, такими Бог желает видеть Его последователей. Его силой мы призваны жить чистой и благородной жизнью, какой жил наш Спаситель.
«Для сего, — говорит Павел, — преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, — да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефесянам 3:14—19).